В США за исполнение назначенных судом наказаний отвечают не государственные, а частные субъекты хозяйствования. И их бизнес строится на том, чтобы получать плату из бюджета штата за каждого из обслуживаемых заключенных. Характер оплаты бывает двух типов – посуточный и помесячный. Выгода государства от сотрудничества с частниками состоит в сокращении собственных расходов. То есть ранее тюрьмы в США были государственными, но все попытки оптимизировать их траты ни к чему хорошему не приводили. Когда же правительство Рейгана доверило в качестве эксперимента содержание заключенных частным структурам, то они выявили значительную экономию средств.
Перед тем, как все тюрьмы стали частными, было проведено множество исследований. И собранная статистика показывает, что при оплате труда частных структур государство экономит не менее 15%. Поэтому властей США все устраивает. Точно так же все устраивает и частников. Потому что в тюрьмы попадает немало людей, что приносит хорошую прибыль.
Критика в адрес частных тюрем
Хотя государству выгодно сотрудничать с частными структурами, последние часто критикуются. И обычно люди, которые считают неправильным существующую схему взаимодействия, обращают внимание на то, какой ценой достигается оптимизация расходов в частных тюрьмах. И в первую очередь это проявляется в низком уровне зарплат тюремному персоналу. Поэтому среди работников таких объектов очень много людей, которые не имеют никакой особой квалификации и пришли сюда трудиться просто потому, что им нужно получать хоть какие-то деньги.
И обилие низкоквалифицированных сотрудников выливается в ряд проблем:
- высокий показатель насилия;
- нелегальный оборот запрещенных товаров;
- частые побеги.
К тому же эксперты отмечают, что люди, которые отбывают срок в частных объектах, потом более склонны к повторному совершению преступлений. Ну, и здесь нельзя упускать из виду вопросы этики. Если разобраться, то основная задача пенитенциариев системы заключается в исправлении людей, которые оступились и нарушили закон. Но насколько частная компания заинтересована в перевоспитании? Ведь фактически каждый, кто исправится, уже не станет ее «клиентом», а это потеря прибыли, не так ли? Напротив, получается, что людям, которые держат тюрьмы и неплохо на этом зарабатывают выгодно, чтобы:
- исправительная система работала плохо;
- заключенные прямо в тюрьме совершали проступки, за которые им продлят срок;
- законодательная система пополнялась статьями, за которые предусмотрен тюремный срок.
Тюремное лобби
Поскольку тюрьмы – это многомиллиардный бизнес, то, конечно, он лоббирует свои интересы. И делает он это через Республиканскую партию США. Это особенно хорошо было видно при смене правительства Обамы на правительство Трампа. Обама, как известно, старался снизить до минимума количество тех контрактов, что государство заключает с частными тюремными операторами. В результате для тех наступили трудные времена.
Однако с приходом Трампа ситуация быстро изменилась на прямо противоположную. И стоимость акций крупных тюремных компаний быстро выросла на 40%. А это колоссальный взлет! К такому положению вещей привело два момента. Первый состоял в том, что Трамп быстро восстановил статус-кво, и частные тюрьмы вновь стали получать контракты. Второй – Трамп объявил войну нелегалам, а центры их содержания тоже принадлежат частникам, которые получили в результате колоссальные прибыли.
В конце хочется заметить, что все же не стоит переоценивать тюремное лобби. И оно имеет ограниченный характер. При этом частные тюрьмы отвечают мировым стандартам и в числе первых вводят новые технологии. К примеру, в РФ электронное письмо в ИК стало возможным послать намного позже, а сначала эта услуга появилась как раз в частных тюремных объектах США. И письма в СИЗО через интернет – это отличный способ общения, позволяющий довольно быстро обмениваться сообщениями по доступной стоимости.